(812) 425-12-70

Дворцы Санкт-Петербурга

Полезная информация о Санкт-Петербурге  >>  Дворцы Санкт-Петербурга

Дворцы Петербурга прославляли в стихах, им посвящали книги и художественные полотна, о них пели и всегда много говорили. Богатство и роскошь парадных фасадов, изысканность и величие их внутреннего убранства смогли противостоять неумолимому, смутному времени.

Современный Санкт-Петербург это всё тот же вечный город дворцов и фонтанов, где туристы, да и сами петербуржцы, не устают удивляться количеству шикарных особняков.

Перед вами краткий ознакомительный обзор, посвященный дворцовым комплексам, который позволит гостям нашего города поближе узнать Северную Пальмиру и насладиться ее красотами.

Зимний дворец

Старейшее здание Дворцовой площади, сердце Петербурга, творение Ф. Б. Растрелли, он окутан мифами и славен богатой историей. Мы имеем честь любоваться на шестое здание великого Зимнего дворца, постройки 1754–1762 гг. В стиле барокко, с колоннами, богато декорированными арками, рельефами и лепниной, он поражает своим великолепием. Сейчас Зимний дворец является основной частью музейного комплекса Государственный Эрмитаж, куда помимо него входят Эрмитажный театр, Большой, Малый и Новый Эрмитажи.

 

 

Вид на Зимний дворец
со стороны Невы.
М.Н. Воробьев. 1817 г

 

Вид Зимнего дворца
со стороны Адмиралтейства.
Ф.-В. Перро. 1841 г

 

Вид на Зимний дворец со
стороны Васильевского острова.
И.Г. де Майр. 1796 г

Первый и второй Зимние дворцы появились еще в правление Петра I, они были деревянные и недостаточно роскошные для царской фамилии. Каждый последующий правитель считал своим долгом внести значительные изменения в планировку, фасад дворца и внутреннее убранство залов, чтобы императорская резиденция олицетворяла собой утонченный художественный вкус, а также силу и мощь Российской империи. Над обликом Зимнего дворца трудились лучшие архитекторы того времени, такие как Доменико Трезини, В. П. Стасов, А. П. Брюллов. А в залах его хранилась богатейшая коллекция предметов искусства, живописи и скульптуры.

После революции Зимний дворец был объявлен Государственным музеем, а залы, галереи и служебные помещения были перестроены под проведение выставок.

В годы Великой Отечественной войны Зимний дворец пострадал, но был отреставрирован.

Сегодня в главном российском музее можно не только увидеть огромную коллекцию музейных экспонатов, от картин знаменитейших художников до находок исторических раскопок, но и полюбоваться на воссозданные интерьеры императорских залов.

 

 

Адрес: Дворцовая наб., 34.

Режим работы: 10:30–18:00.

Выходной: понедельник.

Станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект».

Меншиковский дворец

Это одно из первых каменных зданий Санкт-Петербурга, замечательный образец архитектуры петровского времени, который расположен на Васильевском острове.

Дворец был заложен в 1710 г., он строился по проекту архитекторов Д. Фонтана и Г. Шеделя. На придворцовой территории был разбит регулярный сад с фонтанами, гротами и скульптурами, а со стороны Невы обустроена пристань для малых судов.

 

 

Усадьба Меншикова
и посольский дворец по соседству.
Гравюра А. Зубова. 1715 г

 

Дворец А.Д. Меншикова.
Гравюра А.И. Ростовцева.
Начало XVIII в

 

Портрет А.Д. Меншикова.
Неизв. художник. 1716-1720 гг

Резиденция графа Меншикова была шикарнее царских апартаментов, роскошнее Летнего дворца, но Петр вовсе не обижался на своего верного соратника. Он любил бывать у графа, посему вся обстановка во дворце подчинялась вкусам монарха. Именно здесь проходили громкие петровские ассамблеи, шумные празднества и веселые пиры.

С 1732 г. дворец отошел во владение Сухопутного шляхетского корпуса, а с 1981 г. стал филиалом Эрмитажа.

В наши дни в Меншиковском дворце представлена интерьерная экспозиция, посвященная петровской эпохе, а также проводятся временные выставки.

Меншиковский дворец со скульптурами
«Меншиковский дворец со скульптурами» на Яндекс.Фотках

Кстати, напротив дворца можно увидеть гранитные береговые опоры моста Св. Исаака, этот мост, сооруженный в 1729 г., был первым мостом через Неву.

Адрес: Университетская наб., 15.

Режим работы: без выходных, 10:00–17:00.

Станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект», «Василеостровская».

Летний дворец Петра

Летний дворец находится в самом центре Санкт-Петербурга, в музейно-парковой зоне Летнего сада. Это одно из самых первых каменных зданий города на Неве, возведенных Д. Трезини в 1710–1714 гг. Разработкой дворцового проекта занимался сам царь Петр.

Обустраивать резиденцию должен был архитектор А. Шлютер, но смерть не дала ему завершить начатое. И все же фасад дворца украшен его 28 барельефами с изображением событий времен Северной войны.

 

 

Летний дворец Петра I

 

Дворец Петра в Летнем саду.
К.П. Беггров
Вторая пол. 1820-х-1830-е гг

 

Летний дворец Петра I

В этой резиденции царская семья проводила период с мая по октябрь, в результате чего дворец и стал называться Летним. Петр никогда не был склонен к роскоши, а потому в его дворце имелось всего 14 комнат, две поварни и два коридора. Также в Летнем находилась и любимая токарня Петра, которой заведовал А. Нартов. Но, несмотря на скромное убранство, именно Летний дворец славился особыми удобствами, так как именно у него появилась первая в Санкт-Петербурге канализация.

В первом этаже Летнего дворца находились покои Петра, во втором — его жены Екатерины и детей. На первом этаже располагалась и приемная, где он разбирал письменные просьбы и устные жалобы. Рядом с приемной был знаменитый карцер, куда Петр лично отправлял провинившихся и потом сам же выпускал их на волю.

Летний дворец Петра I
«Летний дворец Петра I» на Яндекс.Фотках

Далеко не все помещения дошли до наших дней в первозданном виде, многое не сохранилось, но сейчас вся обстановка дворца состоит из подлинных вещей петровского времени.

С 1934 г. в Летнем дворце работает историко-бытовой музей.

Адрес: Летний сад, 3.

Режим работы: 10:00–8:00.

Выходной: вторник и последний понедельник каждого месяца.

Станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект».

Шереметевский дворец

В 1721 г. участок земли на берегу реки Фонтанки был отдан фельдмаршалу Б. П. Шереметеву, где со временем и появился один из выдающихся памятников русского зодчества середины XVIII в. Усадьба Шереметевых на Фонтанке носит также название Фонтанного дома. В строительстве этого дворца принимали активное участие архитекторы С. И. Чевакинский и Ф. С. Аргунов. Некогда за дворцом находился сад, тянувшийся вплоть до Литейного проспекта, где Ф. С Аргунов установил крытые павильоны, беседки и другие сооружения, не дошедшие до наших времен.

 

 

Шереметевский дворец

 

Портрет Б.П. Шереметева.
Гравюра. 1842 г

 

Интерьеры Шереметевского
дворца.
Фото начала 1900-х гг

Это здание построено в духе зодчества петровской эпохи с лепным убранством фасадов. Внутренняя отделка постоянно изменялась в соответствии со вкусами владельцев. Наиболее поздний вариант принадлежит архитектору Д. Корсини. Ныне судить о его мастерстве мы можем по Кавалерской (Серебряной) столовой.

Шереметевский дворец
«Шереметевский дворец» на Яндекс.Фотках

Прославился дворец в конце XVIII в., когда его владелец граф Шереметев организовал у себя театр из крепостных актеров. Их спектакли пользовались в обществе огромной популярностью. На одной из крепостных актрис, презрев общественное мнение, граф впоследствии и женился. Пять поколений Шереметевых прожили в стенах этого дворца.

После революции здание переходило из рук в руки, пока в нем не обосновался Научно-исследовательский институт Арктики и Антарктики. Исторические интерьеры дворца были уничтожены, а во флигеле, некогда построенном самим Бенуа, находились жилые квартиры. В одной из них жила и творила звезда серебряного века Анна Ахматова. В конце 1990-х гг. Шереметевский дворец перешел к Музею музыкального и театрального искусства, началась реставрация.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Сейчас во дворце находится экспозиция, посвященная Шереметевым, представлена огромная коллекция музыкальных инструментов. Более того, все музыкальные экспонаты находятся в рабочем состоянии. Также часто здесь устраиваются различные выставки, концерты и читаются лекции. Рядом, во флигеле, действует музей-квартира Анны Ахматовой, где представлена коллекция ее личных вещей и воссоздана атмосфера ахматовской эпохи.

Адрес: наб. реки Фонтанки, 34.

Станции метро: «Маяковская», «Гостиный двор».

Юсуповский дворец

Этот особняк появился на набережной реки Мойки в середине XVIII в., его построили для графа П. И. Шувалова, а в 1795 г. он отошел графине А. В. Бранницкой, у которой, спустя 35 лет, и был выкуплен князем Н. Б. Юсуповым.

Англичане не зря включили Юсуповский дворец во всемирный каталог «Замечательные частные дома Европы». Этот памятник архитектуры по праву считается лучшим образчиком аристократического интерьера Санкт-Петербурга. Над его созданием работали лучшие архитекторы и декораторы.

 

 

Дворец князей Юсуповых
на набережной Мойки.
Фото начала XX века

 

Портрет Н.Б. Юсупова.
Лампи Иоганн-Батист. 1790-е гг

 

Юсуповский дворец

Но особую известность, причем сомнительную, дворец обрел благодаря последнему владельцу, Феликсу Юсупову, который принял деятельное участие в политическом заговоре. Именно здесь, в подвале Юсуповского, 17 декабря 1916 г. был убит старец Григорий Распутин, одна из самых одиозных фигур российской истории.

В годы советской власти в особняке долгое время размещался Комиссариат народного просвещения, от чего Юсуповский получил название Дома работников просвещения или Дома учителя.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

В период Великой Отечественной войны дворец серьезно пострадал от бомбежек и был восстановлен по старым чертежам. В наше время Юсуповский дворец это, прежде всего, музей. Парадные апартаменты, домашний театр, где и по сей день дают спектакли, роскошь жилых покоев княжеского рода Юсуповых как нельзя лучше иллюстрируют ушедшую эпоху.

Отдельная экспозиция посвящена убийству Григория Распутина.

Адрес: наб. реки Мойки, 94.

Режим работы: без выходных, 12:00–16:00.

Станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект».

Таврический дворец

Таврический дворец появился в отдаленном от центра районе Санкт-Петербурга в конце XVIII в., он предназначался фавориту императрицы Екатерины Г. А. Потемкину-Таврическому. Автором этого монументального проекта был архитектор И. Б. Старов. На прилегающей ко дворцу территории раскинулся большой сад на 30 га, который создал лучший паркостроитель той эпохи В. Гульд. В конце 1790-х гг. рядом с усадьбой были построены казармы Преображенского полка, которые образовали с дворцом единый комплекс.

 

 

Таврический дворец.
Фото начала XX в

 

Зал заседаний Государственной
Думы в Таврическом дворце.
Фото начала XX в

 

Вид Таврического дворца
со стороны Невы.
Б. Патерсен. 1797 г

Таврический дворец является собирательным образом русского классицизма, что подтверждает его изысканная сдержанность и плавность линий, простота фасадов и величественная торжественность внутренних залов. И в наши дни можно полюбоваться на полихромную роспись плафонов, стен, каминов, печей.

Таврический дворец
«Таврический дворец» на Яндекс.Фотках

При Павле I дворец поступил в распоряжение Конногвардейского полка в качестве казарм, в колонном зале была размещена полковая конюшня. Позже, в начале XXI в. дворец был восстановлен, но интерьеры подверглись серьезным изменениям. В 1906–1907 гг. в Таврическом дворце заседала Государственная Дума, в результате чего дворец пережил очередные перестройки. С приходом советской власти дворец не утратил своего звания политической арены и продолжил переходить от одного государственного солидного учреждения к другому, включая Высшую партийную школу. И в наше время Таврический дворец продолжает служить народу, предоставляя площадку для проведения различных конференций, симпозиумов и заседаний.

Адрес: Шпалерная ул., 47.

Станция метро: «Чернышевская».

Строгановский дворец

Дворец был построен в 1753 г. и принадлежал известному в России роду баронов, а позже графов Строгановых, признанных меценатов и коллекционеров произведений искусства и древности.

 

 

Картинная галерея
графа А.С. Строганова.
А. Воронихин. 1794 г

 

Невский проспект от берега
Мойки с дворцом Строганова.
Неизв. художник. Сер. 1750-х гг

 

Картинная галерея
Строгановского дворца.
Н.С. Никитин. 1832 г

Этот дворец, являющий собой идеальный образец русского барокко, тоже появился в Санкт-Петербурге благодаря великому дарованию Ф. Б. Растрелли, которому Строганов предоставил полную свободу. К его убранству приложили свои таланты лучшие архитекторы, такие как К. Росси, А. Воронихин, Г. Боссе и др. Строгановский дворец это 50 комнат, галерея и большой зал. Надо отметить, что граф Строганов был единственным заказчиком Растрелли, отблагодарившим мэтра дорогим подарком, а именно — заказавшим портрет архитектора придворному живописцу.

Революция изгнала Строгановых из родового гнезда, пустив богатейшие коллекции под разграбление. Как и многие дворцы, он использовался государственными учреждениями и только в конце 1990-х гг. был отдан Русскому музею.

Строгановский дворец
«Строгановский дворец» на Яндекс.Фотках

Главной достопримечательностью дворца, прославившей его на весь мир, является Большой Танцевальный зал, полностью сохранивший убранство, созданное Ф. Б. Растрелли, включая плафон «Триумф героя» Дж. Валериани. С 2005 г. во дворце открыт для свободного доступа Минералогический кабинет графа А. С. Строганова. А на первых этажах дворца часто проходят выставки картин из фондов крупных художественных коллекций, включая Русский музей. Во дворце также находится постоянная экспозиция восковых фигур.

Адрес: Невский пр., 17.

Режим работы: 10:00–17:00 (понедельник), 10:00–18:00 (среда – воскресенье).

Выходной: вторник.

Станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект».

Аничков дворец

Аничков дворец был возведен в 1741 г. на месте бывшего Преображенского полкового двора по проекту архитектора М. Г. Земцова. Его обустройство продолжалось вплоть до конца 1750-х гг. В те времена фасад дворца был обращен к Фонтанке, так как Невский еще не стал главной артерией Петербурга.

 

 

Аничков дворец со стороны
Невского проспекта.
В.С. Садовников. 1839 г

 

Аничков дворец.
Фото начала 1900-х гг

 

Аничков дворец.
Литография. 1820-е гг

Дворец окружал тенистый сад с павильонами и беседками, а в центре двора находился прямоугольный бассейн. Эта чудесная усадьба после окончания строительства была подарена императрицей Елизаветой А. Г. Разумовскому. В 1770-х хозяин у дворца сменился, им стал Г. А. Потемкин. Примерно тогда же дворец претерпел очередную перестройку под начальством архитектора И. Е. Старова. Много позже, в начале XIX в., Д. Кваренги достроил монументальный Кабинет, скрывший от любопытных глаз парадный фасад дворца. Также в перепланировках Аничкова дворца участвовали К. Росси, К. Рахау и М. Е. Месмахер.

 

 

Вплоть до конца XIX в. дворец оставался царской резиденцией, где любили бывать и Николай I, и Александр III. После революции в Аничковом какое-то время размещался Музей Старого Петербурга, а с 1935 г. он был переделан по Дворец пионеров. Сейчас в стенах Аничкова дворца находится Дом творчества юных. Как и раньше, он остался местом проведения детского досуга.

Адрес: Невский пр., 39.

Станция метро: «Гостиный двор».

Мариинский дворец

Перед нами один из классических памятников русского зодчества XIX века. Мариинский появился на месте дворца И. Г. Чернышева и полностью занял его главный корпус, возведенный в 1760-х гг. архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом. Создатель проекта Мариинского, дошедшего до наших дней, ― А. И. Штакеншнейдер.

Название свое дворец получил в честь дочери Николая I, княжны Марии, которой и предназначался в качестве свадебного подарка. Место под строительство выбирал сам император.

 

 

Мариинский дворец
в Санкт-Петербурге.
В.С. Садовников. 1849 г

 

Мариинский дворец.
Фото начала XX века

 

Мариинский дворец (дворец
герцога Лейхтенбергского).
Литография. 1840-е гг

Дворец строился с 1839 по 1844 гг., надо отметить, что при строительстве здания были применены многие технические новшества, такие как несгораемые перекрытия по металлическим балкам, стропила из металла, горшечные своды. Стены здания были оштукатурены и окрашены, а карниз, столбы подъезда, сандрики и наличники окон, базовые основания колонн и пилястры выполнены из песчаника.

Особо впечатляют интерьеры дворца. Штакеншнейдер, взяв за основу композицию Таврического дворца, создал впервые в истории русского зодчества той эпохи анфиладу залов, развитую в глубину, по центральной оси. Внутри здания имелась даже домовая церковь Св. Николая Чудотворца, созданная в духе византийских храмов.

Некогда при дворце находился и сад, который исчез в период перестройки здания под размещение Государственного совета (1906–1907 гг.), вместо сада появился величественный зал заседаний, разработанный архитектором Л. Н. Бенуа.

 

 

Мария Николаевна всю жизнь прожила в Мариинском, а впоследствии, после ее смерти, дворец отошел сыновья, которые в счет долгов вынуждены были отдать его государству. В разное время под крышей дворца существовали несколько государственных ведомств, включая Совет министров, Военное министерство. После революции в Мариинском поселились большевистские учреждения, а в Великую Отечественную он стал госпиталем.

Комплексная реставрация дворца началась только в 1970-е гг. В определенные дни дворец открыт для посетителей, и там по-прежнему находятся важные государственные учреждения.

Адрес: Исаакиевская пл., 6.

Станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор».

Мраморный дворец

Один из знаменитых дворцов Санкт-Петербурга. Он был построен в период с 1768 по 1785 гг. по проекту архитектора А. Ринальди. Своим названием дворец обязан основному материалу, который использовался для внутренней и внешней отделки здания. А это около 30 видов мрамора и гранита.

Он строился с благословения императрицы Екатерины II, решившей таким образом выказать расположение своему фавориту Григорию Орлову. К сожалению, Орлов не дожил до окончания строительства. Мраморный дворец остался в собственности у императорской семьи и превратился в резиденцию великих князей. В 1830 г. дворец претерпел полную реконструкцию, которую доверили А. П. Брюллову, придворному архитектору.

 

 

Вид набережной и
Мраморного дворца.
В.С. Садовников. 1847 г

 

Мраморный дворец.
Литография Ж. Жакотте и Обрэна
с рис. И.И. Шарлеманя. Сер. XIX в

 

Мраморный дворец

Последним владельцем дворца был Константин Константинович Романов, снискавший добрую поэтическую славу. Он тоже принял участие в перестройке здания согласно своим предпочтениям. Готическая музыкальная гостиная, Английский кабинет и Нижняя библиотека появились благодаря его высокохудожественному вкусу. До самой революции Мраморный дворец был сердцем культурной жизни Петербурга. С 1919 по 1936 гг. он переходит во владение Российской академии истории материальной культуры. Позже, в 1937 г. здесь был открыт филиал Центрального музея В. И. Ленина. Конечно, внутреннее убранство Мраморного дворца сильно пострадало от новой власти, но все равно благодаря реставраторам сохранило часть былого великолепия и искусство мастеров безвозвратно ушедшей эпохи.

Мраморный Дворец.
«Мраморный Дворец.» на Яндекс.Фотках

В наши дни в залах дворца действуют постоянные экспозиции «Иностранные художники в России XVIIIXIX веков», «Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских», а также «Музей Людвига в Русском музее», который является единственной в России постоянной выставкой русского искусства ХХ в. Часто в музее проводятся и временные выставки мирового значения.

Адрес: Миллионная ул., 5 (Дворцовая наб., 6).

Режим работы: 10:00–15:00 (понедельник), 10:00–18:00 (среда – воскресенье).

Выходные дни: вторник.

Станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор».

Дворец Белосельских-Белозерских

Он был построен в середине XIX в. одним из лучших архитекторов того времени, А. Штакеншнейдером, многое вложившим в создание ранней петербургской эклектики. Создавая проект этого дворца, он находился под впечатлением мастерства Растрелли, явив нам прекрасный образец в духе необарокко.

 

 

Аничков мост и дворец
Белосельских-Белозерских.
Литография Ж. Жакотте и Регаме
с оригинала И.И. Шарлеманя.
1850-е гг

 

Дворец Белосельских-Белозерских.
Вид со стороны Фонтанки.
Фото 1920-х гг

 

Дворец Белосельских-Белозерских

Дворец со временем перешел от его первых владельцев к брату Александра III, великому князю Сергею Александровичу, женатому на сестре последней российской императрицы.

Это один из немногих дворцов Петербурга, интерьер которого практически не пострадал от капитальных перепланировок и перестроек. Величественная планировка залов, росписи, лепнина, скульптурные фигуры, как и в позапрошлом веке, вызывают восхищение утонченностью архитектурной мысли и художественной ценностью.

 

 

В наши дни во дворце находится концертный зал, идеальное место для концертов классической музыки, и выставка восковых фигур, другие помещения сдаются в аренду для проведения серьезных презентаций и устройства банкетов.

Адрес: Невский пр., 41.

Режим работы: без выходных, 10:00–8:00.

Станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект», «Маяковская».

Елагин дворец

Это здание является главной достопримечательностью Елагина острова. Его проект был первым большим заказом, данным императрицей Марией Федоровной Карлу Росси. Зодчий идеально справился с возложенной на него задачей и на месте скромного дома создал классический ансамбль, отличающийся утонченностью отделки и отточенностью форм.

Внутри здания ― шесть шикарных царских залов с великолепной росписью и множеством статуй. В оформлении дворца принимали деятельное участие лучшие творцы того времени: С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. Виги, Б. Медичи и Д. Скотти.

Этот дворец Питера, пожалуй, чуть ли не единственный через все годы существования и смены власти пронес свое гордое имя, полученное в честь первого владельца.

 

 

Елагин дворец. Литография.
К.П. Беггров. 1822 г

 

Елагин дворец. Дворец и службы.
Фото Н. Матвеева. Фото-тинто-
гравюра "Т-ва "Образование". 1914 г

 

Елагин дворец. Конюшни.
Фото-тинто-гравюра
"Т-ва "Образование". 1914 г

После смерти Марии Федоровны Елагин дворец не пользовался вниманием императорской семьи, став своего рода запасной резиденцией. Его постоянными гостями стали российские премьер-министры: П. А. Столыпин, С. Ю. Витте, И. Л. Горемыкин.

После 1917 г. Елагин дворец сделали музеем, одним из многих, а позже Культурно-воспитательным центром.

Елагин дворец (главный фасад)
«Елагин дворец (главный фасад)» на Яндекс.Фотках

Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал от бомбежек и пожара, но сразу после победы началась реставрация. А затем вновь стал музеем, где и сейчас представлена коллекция художественного стекла, фарфора, изделий из металла, дерева и др. Собственно, по экспонатам музея можно проследить историю Ленинградского фарфорового завода, предприятия весьма значимого для Петербурга. Здесь хранится уникальная ваза «Нептун» А. Аствацатуряна и знаменитая «Ленинградская» ваза Ю. Мунтян, созданная к 250-летнему юбилею города.

Сегодня, помимо постоянной экспозиции, во дворце проводятся временные выставки и организуются костюмированные исторические культурно-развлекательные мероприятия для широкой публики.

Адрес: Елагин остров, 1.

Режим работы: 10:00–17:00.

Выходные: понедельник, вторник.

Станции метро: «Крестовский остров», «Черная речка».

Николаевский дворец

Закладка Николаевского дворца связана с постройкой первого постоянного моста, Благовещенского, носящего ныне названия моста Лейтенанта Шмидта. Начало строительства было положено в 1853 г., но прервано Крымской войной и завершено лишь в 1861 г. Руководил строительством архитектор А. И. Штакеншнейдер. Дворец появился на месте здания морских казарм, построенных в конце 1790-х гг. Николаевский предназначался третьему сыну императора Николая I и должен был стать архитектурной доминантой Благовещенской площади.

 

 

Николаевский дворец со стороны
Галерной улицы.
В.С. Садовников. 1865 г

 

Николаевский дворец.
Литография Ж. Жакотте и Ш.К. Башелье
с рис. И.И. Шарлеманя. Сер. XIX в

 

Ксениинский институт.
Фото Н.Г. Матвеева. 1900-е гг

Николаевский славен роскошным декоративным оформлением фасада и изысканным лепным декором внутренней отделки. Он неизменно вызывает восхищение богатством и художественностью интерьеров.

После смерти императора его сыновья, чтобы расплатиться с долгами, вынуждены были сдать дворец в государственную казну.

Николаевский дворец (Дворец Труда)
«Николаевский дворец (Дворец Труда)» на Яндекс.Фотках

С 1884 г. вплоть до октября 1917 г. во дворце находился знаменитый Ксениинский институт, женское учебное заведение, второе после Смольного института, а с приходом революции здание перешло в распоряжение рабочих профсоюзов и стало именоваться Дворец Труда.

Сейчас во дворце работают государственные учреждения, но в индивидуально-заказном порядке здесь можно побывать и на экскурсии.

Адрес: пл. Труда, 4.

Станция метро: «Сенная площадь».

Петербург неизменно впечатляет великолепием архитектуры и утонченностью художественного вкуса. Но невозможно передать его значимость и поведать обо всех перипетиях истории в рамках одной, пусть и длинной статьи. Надеемся, что собранная в обзоре информация была для вас полезной и благодаря нашей помощи вы чуть лучше узнали наш прекрасный город. Удачных прогулок и приятного времяпрепровождения, дворцы Санкт-Петербурга ждут вас!



Посетители сайта будут благодарны за оставленный комментарий.

Комментарии

Если у вас есть вопросы и заявки, оставляйте их пожалуйста в гостевой.
Будьте корректны и объектывны, заранее Вам признательны.
попова юлия
02.05.2013
Спасибо за подробную информацию. Собираемся в Питер на пару дней.Можно и без экскурсии обойтись с багажом инфо.
Оксана
08.08.2013
Ст-Петербург.рф, стыдно делать такие ошибки: Меншиков никогда не был графом - герцог Ижорский, светлейший князь Римской империи и Российского государства, генералиссимус, верховный тайный действительный советник, рейхсмаршал, президент Военной коллегии, адмирал красного флага, санкт-петербургский губернатор, кавалер русских и иностранных орденов - кто угодно, только не граф.